История негабаритных перевозок

 

Когда
Негабаритные перевозки зародились раньше чем перевозки вообще, Как только древнему человеку понадобилось перетащить более тяжелый, негабаритный груз, сразу пришлось ломать голову как это сделать. Если с обычным грузом человек мог справиться, то с негабаритным - нет.

Интересные факты.

Крупногабаритные перевозки, да и вообще перевозки грузов, зародились в мире порядка 3500 - 4000 лет до нашей эры. Еще в древние века у людей возникали потребности в перемещении тяжелых грузов, которые было невозможно переместить без каких-либо приспособлений. Сначала таким приспособлением был обычный каток и бревно, потом стало колесо и повозка. Точной даты изобретения колеса нет, но есть исторические находки, которые подтверждают , что колесо было изобретено еще задолго до нашей эры. Вот к примеру эта игрушка, «бык на колесах», была найдена в Украине и датируется она 3600 – 3900 годом до нашей эры.

История перевозок в России


Что касается перевозок в России, то учитывая тот факт, что датой создания русской государственности считается 862 год, то можно с уверенностью сказать, что перевозки грузов и крупногабаритные перевозки в том числе, зародились еще до образования России.
Что касается автомобильного транспорта России, то днем рождения следует считать 16 июля 1872 года, когда Александр Иванович Орловский получил первую государственную лицензию на перевозку тяжестей в Санкт-Петербурге посредством паромобиля.
Первое грузовое предприятие в России было создано в 1904 году в Санкт-Петербурге. К 1905 году автотранспортная наука дала теоретическое обоснование сферы применения грузовых автомобилей, которые к тому времени уже достигли достаточного совершенства и свободно перемещались не только по городским улицам, но и стали пригодными для работы вне городов. К началу русско-японской войны автомобилями для грузовых и пассажирских перевозок владели только наиболее крупные фирмы.
Это объяснялось следующими причинами: слишком высокой ценой автомобиля, дороговизной его содержания и оплаты шоферов, долговременностью ремонта, отсутствием хороших дорог. Только крупные фирмы достигали высокой интенсивности перевозок, что позволяло эксплуатировать подвижной состав достаточно дешево.
Разделение пассажирского и грузового автотранспорта было законодательно оформлено в 1907 году «Правилами по перевозке на автомобилях тяжестей и пассажиров».
Область применения грузовых автомобилей в России в 1908 году значительно расширились. В Москве широко использовались грузовики не только для перевозки промышленной продукции, но и для доставки продовольственных товаров. Грузовики стали чаще использоваться и на периферии.
Использование рабочего времени автомобиля в 1921 г., не превышало 10 дней в месяц, использование грузоподъемности было ниже 35%, на один автомобиль приходилось до 5 человек обслуживающего персонала.
Кроме интенсивного наращивания численности автопарка, важнейшее задачей было повышение эффективности его использования. Даже в 1930 году состояние автомобильных грузовых перевозок практически не улучшилось: низкая общая грузоподъемность, не приспособлены к работе автотранспорта пункты погрузки и разгрузки. Как правило, повсеместно отсутствовала даже элементарная механизация погрузочно-разгрузочных работ. Не налажена была система снабжения парка запасными частями, инструментами, топливом и т. д. Просто катастрофически обстояло дело с ремонтом, поскольку не было ни заводов, ни мастерских, оборудованных должным образом. Ремонт, по существу, носил кустарный характер, чаще всего ухудшавший состояние машины. Недостаточным было гаражное строительство. Наши дорожные и климатические условия вызывали повышенное изнашивание машин, большой расход топлива. Все это, в свою очередь, приводило к удорожанию эксплуатации, вызывая повышение стоимости перевозимой продукции.
Одним из путей совершенствования грузовых перевозок с начала 1930-х годов стало изучение грузопотоков, хронометраж и обследование. Были разработаны: методология изучения грузопотоков, маршрутизация, перераспределение клиентов между автопредприятиями, использование тягачей с полуприцепами, а также автопоездов. Начали развиваться контейнерные перевозки.
Перспективной была организация автокомбинатов, предприятий с автомобилями различной грузоподъемности и разными типами кузовов. Следующей целью было внедрение диспетчеризации. Диспетчеризация давала возможность добиться повышения производительности труда, устраняя простои, осуществлять контроль и управление работой автотранспорта.
Основа диспетчеризации – это связь. Предусматривалось использование телефона через АТС, селектор, радиосвязь, телеграф. Наиболее эффективной для автотранспорта стала радиосвязь.
К 1940 г. были введены в действие нормы времени на погрузку и разгрузку, грузовые перевозки осуществлялись в соответствии с договорами и заявками, применялась маркировка грузов, была определена ответственность за их сохранность. Тарифы строились в зависимости от дальности перевозок, класса груза и тоннажа грузовика.
После войны 1941-1945 гг. нужно было увеличить производство автомобилей, обладающих повышенной грузоподъемностью, более высокой скоростью, экономичностью расхода топлива и запасных частей, увеличенной емкостью кузовов.
Важным направлением повышения эффективности работ автотранспорта стала механизация погрузо-разгрузочных работ и применение контейнеров. Цельнометаллические контейнеры с увеличенным сроком службы обеспечивали большую сохранность грузов при перевозке.
Повышалось использование автомобильных поездов и совершенствование грузовых перевозок. Одним из путей совершенствования междугородных грузовых перевозок стала организация движения автопоездов по системе тяговых плеч: шофер перевозил груз не на всем маршруте, а лишь на определенном участке (плече). Весь маршрут разбивался на несколько участков с таким расчетом, чтобы шофер, прибыв в промежуточный пункт, оставлял свой груженый полуприцеп и возвращался обратно с другим грузом. В целях развития грузовых перевозок в междугороднем сообщении и повышения грузооборота автотранспорта была намечена организация широкой сети грузовых станций, которые обеспечивали краткосрочное хранение грузов, группировку их по направлениям и загрузку порожних автомобилей.
С начала 1990-х годов Россия и ее автотранспортная отрасль вступили в период рыночной экономики. Грузовые перевозки в России будут идти по пути дальнейшего совершенствования.